Кабуки — первый классический театр в Японии, который стал доступен простому народу после отмены сословного деления в 1868 году. До этого в Японии существовал древний театр масок Однако на представление могли попасть только воины и феодальные князья, в то время как широкая публика с театром знакома не была.
Театр Кабуки зародился в эпоху Токугава. Слово «кабуки» в переводе с японского означает «наклоняться вперёд», или «непохожий», «отклоняющийся от нормы». Начало театру положила Окуни — талантливая актриса, жрица храма в Идзумо, которой вместе с труппой удалось мастерством и красотой выступлений покорить столицу. В крупнейших городах Японии резко возросло число актрис, желающих повторить успех Окуни. Популярность Кабуки была настолько велика, что самураи устраивали кровопролитные поединки за прекрасных танцовщиц театра. Поскольку в сражениях гибли воины даже высших рангов, в 1629 году правительство издало указ о запрете женских выступлений в театре.
Их заменили вакасю — мальчики-подростки. Они быстро освоили те же песни и танцы, привнесли в них новые элементы, однако ситуация почти не изменилась: вакасю тоже имели поклонников, поэтому в 1652 году были изгнаны со сцены. Женские роли перешли к оннагата, или взрослым мужчинам.
Оннагата потратили много лет, чтобы достичь совершенства в исполнении женских ролей, которые требовали умения легко перевоплощаться. Когда в середине XIX века был отменён закон, запрещающий выступления женщин в театре, актрисы уже не могли играть роль с той женственностью, с какой это делали мужчины, и традиция оннагата сохранилась до сих пор.
Ранние пьесы театра Кабуки не отличались литературным мастерством и были предназначены для того, чтобы показать талант исполнителей. После запрета 1652 года, когда внимание публики перестала занимать красота актрис и вакасю, появилась необходимость в обновлении репертуара. Таким образом, уже к 1664 году пьесы обрели художественный смысл и литературную ценность.
Расцвет театра приходится на период Тенроку (1688–1703). В это время происходит разделение пьес на две группы в зависимости от действующих лиц и сюжета. В первую группу входили исторические пьесы (дзидай моно), повествующие о подвигах воинов. Во вторую — семейно-бытовые сюжеты (сэвамоно). Основу сюжета сэмавоно составлял любовный треугольник, героями которого были куртизанка, её любовник и коварная соперница.
С развитием театра в Японии появляются актерские династии и узкоспециализированные актеры, всю жизнь исполняющие только одну роль, и так называемые «люди-невидимки». Их цель состояла в том, чтобы как можно более незаметно сменить декорацию во время действия спектакля. Поскольку они были полностью облачены в черное, их прозвали «куроко» («человек в черном»).
Сцена театра Кабуки имела особое устройство. Подмостки были приподняты над землей и окружены балюстрадой. Черепичная крыша опиралась на четыре столба, каждый из которых имел собственное предназначение, а сцена, окаймленная полосой белого гравия, дополнительно освещалась за счет отраженного солнечного света.
Сегодня театры Кабуки создаются по европейскому образцу, сохраняя лишь некоторые традиционные черты, например, «ханамичи» — высокий помост между левой частью сцены и задней — зрительного зала, предназначенный непосредственно для игры и выхода актеров на сцену. «Мавари бутаи», или вращающаяся сцена, тоже является частью классического Кабуки и сохраняется по сей день.
Материал предоставлен театральной онлайн-кассой http://билеты-в-большой.рф